Как и когда прививать любовь читать детям, способы заинтересовать

Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна.

Начни с себя

Родители, как правило, в той или иной степени амбициозны в отношении своих детей: у каждого из них собственное представление о пути к успеху, но многие сойдутся в мнении, что читать — это важно. А значит, надо сделать так, чтобы ребенок любил читать. Но как? 

На этот вопрос готовы ответить десятки учебных методик: раннего развития, чтения по карточкам, чтение целыми словами и по слогам; родителям предлагают купить напольное покрытие с алфавитом, над кроваткой едва родившемуся ребеннку повесить азбуку, а как только он научится держать в руках предметы, дать кубики с буквами.

Другие взрослые, вспоминая свой детский нерадостный опыт освоения чтения, предпочитают оставить ребенка в покое вплоть до школы. 

Рекомендации по выбору интересной книги для дошкольника

Выбор книги зависит от возраста детей. Для малюток до трех лет рекомендуется выбирать короткие сказки, потешки. Чтобы привлечь малышей от трех до пяти лет уже можно покупать сказки с более сложным сюжетом, не очень длинные. Ребята дошкольного возраста особенно проявляют большой интерес к рифмованным стихотворениям-рассказам с интересным сюжетом: «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха».

Советы многих психологов по выборе книг одинаковы: выбор книг должен осуществляться самим ребенком, родители должны лишь направлять его. Можно положить в книжном магазине перед чадом несколько книг, которые предпочтительны для его возраста, пусть он сам выберет интересующую его книгу.

Простые рекомендации помогут родителям понять, как привить любовь к чтению у ребенка и приучить его к чтению. Возможно, сразу заставить дитя полюбить книги не получится, но заинтересовать вполне реально возможно.

Зона ясного видения

На следующем этапе занятий в Школе Олега Андреева ребята учатся расширять поле своего зрения. Дело в том, что при движении глаз по строчкам книги наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой «зоне ясного видения». Все, что лежит за пределами этой зоны, видится как бы в тумане.

Любопытно, что у многих зверей и птиц поле зрения значительно больше, чем у человека. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что они могут видеть обширное пространство сбоку и даже позади собственного тела. Например, поля зрения у обоих глаз у зайца, взятые вместе, составляют угол обзора, близкий к 360 градусам.

Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть текста отражается на сетчатке глаза, тем эффективнее и быстрее человек читает. Объем поля, с которого глаз снимает информацию, во многом зависит от тренировки. Программа «Спринт» предлагает ребятам специальные упражнения с таблицами (размером 13х18 см), которые значительно расширяют зону ясного видения и одновременно решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении, что позволяет значительно ускорить сам процесс чтения – ученики Школы Олега Андреева читают в 3-5 раз быстрее, чем их сверстники. Для этого ребенок должен стремиться удерживать взгляд в центре квадратной таблицы, на которой изображены 25 разных цифр и букв (по 5 по горизонтали и вертикали), и боковым зрением найти их все. По мере тренировки скорость нахождения чисел и букв возрастает, при хорошем результате ребенок тратит на упражнение не более 25 секунд.

В программе «Спринт» используются и специальные упражнения для того, чтобы развить у ребенка боковое и бинокулярное зрение. В основе тренировки лежит методика профилактики и лечения, разработанная специалистами НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Врачи-окулисты советуют детям рассматривать так называемые стереокартинки с раннего возраста.

Рассматривание стереоизображений – одно из самых полезных упражнений для глаз. У многих людей наблюдается нарушение бинокулярного зрения, то есть зрения двумя глазами, при котором создается объемное восприятие предметов. Подобное нарушение может наблюдаться у страдающих косоглазием, астигматизмом, неполноценным и неравномерным цвето- и световосприятием. Упражнения, развивающие активность глазодвигательных мышц, приводят к восстановлению бинокулярного восприятия, помогают исправить начинающееся детское косоглазие, способствуют предупреждению склероза в органах зрения у взрослых людей.

Олег Андреевич Андреев предлагает простой способ убедиться, в порядке ли бинокулярное зрение у вас или у вашего ребенка. Держите страницу книги на таком расстоянии от глаз, на каком вы привыкли читать. Поместите указательный палец вертикально приблизительно на середине расстояния между глазами и текстом. Если бинокулярное зрение у вас нормальное, то палец не будет мешать чтению текста, потому что буквы, закрытые им для одного глаза, прочитает другой глаз. Но если палец мешает рассмотреть некоторые буквы, следует обратиться к врачу. Особенно это важно для ребенка, у которого таким образом могут проявиться незамеченные до этого момента нарушения зрения.

Читайте также:  Ребенок боится темноты – самые эффективные советы психологов

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать – худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда «плата» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность. И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика – заставлять и угрожать: «не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.». Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты – вроде как почитал.

– Мам, а у тебя была такая книга?

– Была. «Остров великанов» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый «Остров великанов». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

Как научить читать ребенка в 4-лет?

Существует много методик, позволяющих обучить чтению дошкольника. Коротко рассмотрим самые популярные и обозначим достоинства и недостатки метода.

Звуковая методика Суть метода заключается в последовательных этапах: изучение звуков, составление слогов, чтение слов. Звуковая методика – традиционный способ, применяемый в школах. Хорошим пособием для практики метода служит букварь Н.С. Жуковой. В сносках приведены рекомендации для родителей, которые помогут избежать главных ошибок при обучении чтению в домашних условиях. Преимущества звукового метода в первую очередь логопедические. Ребенок распознает звуки, учится четко проговаривать слова, избавляется от дефектов речи. Обратите внимание, что учить нужно именно звуки, а не буквы: «к», а не «ка», «л», а не «эль». Тогда не возникнет сложности при соединении звуков в слоги. К недостаткам метода относят длительность обучения.

Читайте также:  Зимняя одежда для новорожденных. Что нужно для новорожденного зимой

Метод Монтессори Принципиальное отличие метода в том, что ребенок сначала обучается письму, а потом уже запоминает буквы. Написание букв происходит через специальный трафарет на шероховатой бумаге. Малыш пишет, проводит пальчиком по контуру бумажной буквы, называет звук – таким образом, задействованы несколько каналов восприятия информации одновременно, что является несомненным плюсом. Занятия разнообразны и увлекательны для детей. Недостатком обучения выступает сложность организации процесса: нужно много материалов, трафаретов – метод больше подходит для группового обучения чтению в развивающих центрах.

Кубики Зайцева Методика основана на объединении складов в слова и похожа на игру в кубики. Дети с интересом вовлекаются в игру, а обучение происходит достаточно быстро. При работе с кубиками задействованы разные органы чувств, что параллельно развивает мелкую моторику, фонетическое восприятие, чувство ритма и музыкальный слух. К недостаткам метода относят трудности при разборе слова на отдельные звуки (что является частью школьной программы), а также дорогостоящие материалы.

Карточки Домана Этот метод основан на целостном восприятии слова. Ребенку демонстрируют карточку со словом и соответствующим изображением. Взрослый при этом четко проговаривает написанное. Освоение материала происходит путем запоминания и формирования ассоциативных связей. Главные преимущества: возможность раннего обучения, развитие памяти. Недостатки: трудности при разборе слова, не понимание фонетической структуры, проблемы с грамотностью.

Про карточки Домана можете почитать отдельную статью у нас на блоге: «Карточки Домана. Как работают и где купить?»

Какой бы из методов вы ни взяли за основу, важно помнить, что обучение должно быть интересным. Если каждое занятие будет похоже на предыдущее – интерес у ребенка быстро пропадет. «Разбавляйте» занятия играми, песнями, логоритмическими минутками и малыш с нетерпением будет ждать следующего занятия. Про рабочие тетради для чтения тоже не забывайте, пожалуйста.

Памятка про зрительную гимнастику

Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!

Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.

1)      В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.

Памятка про зрительную гимнастику

2)      Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.

3)      Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.

4)      Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.

5)      В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.

Памятка про зрительную гимнастику