Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

Среди родительских заблуждений очень распространено мнение о том, что дикция ребенка способна наладиться сама по себе по мере его взросления. Действительно, в некоторых случаях именно так и происходит. Однако чаще всего стоит обратиться к специалисту. Когда стоит бить тревогу? Зачем вообще работать над дикцией? Как помочь любимому чаду? Об этом пойдет речь в статье.

Нормы речевого развития

  1. Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
  2. Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
  3. Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
  4. Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
  5. Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
  6. Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
  7. Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
  8. Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
  9. Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.

Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Этапы развития речи

Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

  • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
  • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
  • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
  • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
  • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
  • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

Читайте также:  Во сколько дети начинают ползать? В каком возрасте дети ползают

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру. Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

К какому врачу обращаться?
К какому врачу обращаться?

Норма развития детской речи в возрасте от до лет

Нормы развития речи ребенка.

Для ребенка от пяти до шести лет нормой считаются следующие показатели речевого развития:

  1. Быстрое запоминание стихов и сказок.
  2. Проговаривание действий и мыслей игрушек.
  3. Правильное произношение всех звуков, в т. ч. сложных.
  4. Способность говорить с выражением, ускоряя или замедляя темп, громко или шепотом.
  5. Речь без грамматических ошибок. Возможна неправильная постановка ударения в сложных малознакомых терминах или неправильная форма существительного. Если ребенку указать на ошибку, в дальнейшем он говорит правильно.
  6. Развернутые ответы на вопросы взрослых.
  7. Способность составить рассказ по картинке. Самостоятельное сочинение начала или конца истории, сказок и рассказов.
  8. Описание предметов и угадывание названия по рассказу другого человека.

Иногда ребенок ошибается при склонении существительных по падежам, неверно употребляет предлоги. До 6 лет это допустимо. Речевой запас и общий уровень лексического развития в этот период во многом зависят от усилий родителей и педагогов. Ребенок, с которым занимаются, читают книжки, разговаривает почти как взрослый человек.

Общение и массаж

Что могут сделать родители в «беззубом» возрасте, чтобы в будущем ребенок говорил правильно?

Во-первых, родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, общаться и играть с ним. Мамы и папы должны помнить, что главный источник гармоничного развития ребенка — они сами.

Малыш учится, когда видит все, что делают родители, и повторяет за ними их движения. Поэтому нужно комментировать происходящее и пояснять свои действия, обращать внимание ребенка на детали («на улице дождь: кап-кап», «как шуршат листья: шур-шур», «сейчас я достану молоко из холодильника, какое оно холодное!»).

Общение и массаж

Ребенок может не понимать слов, но он будет видеть движение губ и эмоции, которые возникают на лице (общение лицом к лицу — наилучший вариант взаимодействия с ребенком). Таким образом будет накапливаться пассивный словарь малыша, который в будущем станет активным. Можно рекомендовать ежедневно в игровой форме массировать ребенку органы артикуляции (щеки, губы, язык). Делать это лучше теплыми руками либо ватными палочками мягкими, ненавязчивыми движениями. Во время выполнения такого массажа нужно рассказывать сказку или потешку малышу.

Пять плюсов бабушки. Няня не заменит общения со старшими родственниками Подробнее

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью.

Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Подключаем родителей

В развитии дикции ребенка могут помочь и сами родители. Вот что советуют логопеды по этому поводу:

Больше общайтесь с детьми на различные темы. Совместное чтение, интересные дискуссии и родительский пример грамотной речи как нельзя лучше влияют на детскую дикцию.

Ведите активный образ жизни, направленный на расширение кругозора и словарного запаса.

Ни в коем случае не ругайте за неправильное произношение – это даст лишь обратный эффект. Напротив, хвалите и поощряйте стремление ребенка к правильной речи. Каждое его достижение – это Ваша общая маленькая победа.

Занятия для развития мелкой моторикой напрямую влияют на развитие речи. В интернете Вы найдете множество идей, как с пользой провести время с ребенком. Для таких творческих занятий выбирайте различные аппликации, лепку и рисование.

Запаситесь терпением, ведь работа над четкой дикцией бывает трудной и утомительной. Зато какой результат!

Выполняйте специальные упражнения вместе с ребенком, наглядно демонстрируя правильную технику выполнения.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики стимулирует речевые центры. Для ранней речи будут полезны пальчиковые игры.

Развлекать малыша, таким образом, можно уже с шестимесячного возраста. Поглаживание ладошки и пальчиков должны быть нежными, выполнять их лучше теплыми руками. Веселые стишки и ласковый голос очень нравятся детям, поэтому заставлять заниматься их не придется.

С детками от трех лет играют более эмоционально. Выразительная мимика и эмоции в голосе заинтересовывают и поощряют малышей.

Пальчиковые игры

Начинать можно с самой простой игры «Сорока». Можно рассказывая стишок про пальчиков-братьев загибать каждый из них.

Для деток постарше можно поиграть в «Паучка»:

Паучок бродил по ветке,

А за ним ходили детки  – (ребенок пробегает пальцами одной руки от запястья к плечу другой)

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл (потрясти кистями обеих рук изображая дождь).

Артикуляционная гимнастика

Цель этого вида гимнастики — научить ребенка правильному произношению звуков. Заниматься нужно каждый день, но недолго, урок по 10-15 минут. Если малышу надоело раньше — заканчивайте, не заставляйте.

Артикуляционная гимнастика
  1. «Широко открываем ворота» — малыш должен как можно шире открыть рот и посидеть так на протяжении пары минут.
  2. «Строим забор» — ребенок смыкает верхние и нижние зубки, при этом нужно широко улыбаться, чтобы всем показать, какой забор построили!
  3. «Чистка зубов» — опять рот широко открыт, язычком нужно провести сначала по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда, затем по внешней.
  4. «Рисование» — малышу говорите простые предметы — кубик, круг, сердечко, цветок, солнышко и так далее. Он эти предметы должен нарисовать язычком на верхнем небе сначала с закрытым ртом, затем с открытым. В конце упражнения — закрасить язычком все небо.