Как научить ребенка владеть собой: правила, приемы, секреты

Не буду долго рассуждать, сразу начну с самого главного. Прежде чем обучать малыша первичным навыкам самообслуживания, вот что обязательно нужно запомнить:

Комментарии: 8

  1. Элен: 24 января 2013 в 15:26

    В игре ребенок дошкольного возраста не только изучает мир, но и лучше воспринимает процесс обучения письму, буквам, счету. Ребенок должен не только учиться играть самостоятельно, но и обучаться навыкам игры с другими детьми. Это развивает еще и коммуникативные умения.

  2. Валерия: 2 февраля 2013 в 16:03

    Согласна с Элен. Нужно общаться с другими в процессе именно игры, и что очень важно научить делиться игрушками и играть сообща. Детки практически все очень ревностно относятся к тому, что кто-то еще играет с его любимыми игрушками. Нужно умело, не обидев, не ущемив чувства научить доверять другим.

  3. Елена: 18 февраля 2013 в 14:34

    По мне учить детей играть как раз не стоит, у них хорошо развита фантазия, и они самостоятельно могут занять себя, но им нужно помочь и объяснить, как взаимодействовать с другими детьми, как играть с чужими игрушками и что надо делиться своими. Подсказывайте своему любимому чаду как правильно себя вести с теми либо иными предметами, делайте это во время игры показывайте все на личном примере, учите его хорошим манерам и доброте. Просто стоит больше вместе играть и ребенок, глядя на вас, со временем все поймет.

  4. Юлия: 10 ноября 2013 в 21:54

    Я с рождения учила ребенка играть. Сначала погремушками, потом собирали пирамидку, складывали горки из кубиков, теперь учимся собирать конструктор. Его учить то особо не надо, хватает пару раз посмотреть, как мама это делает. Не надо лениться и учить ребенка играть, ведь он видит эти вещи в первый раз и ему очень важно узнать, что и как с ними надо сделать!

  5. Екатерина: 13 ноября 2013 в 1:55

    Играть учить не нужно, нужно просто систематически самому играть с ребенком, тогда он не будет играть в плохие какие-то или опасные игры. Сейчас так много разнообразных игрушек, которые помогают развивать воображение и мышление у детей, но сами они редко могут разобраться в них, нужно помочь, научить, только тогда будет польза.

  6. dilchik89: 2 декабря 2013 в 20:14

    Моему сыночку почти два года и он очень любит играть в свои игрушки. Я заметила, что мой малыш не любит играть один, обязательно кто-то должен возле него и играть с ним. В основном с ним играет бабушка, они очень ладят друг с другом. А вот я почему-то долго не могу играть с сыном, наверное, у меня не развита фантазия.

  7. Sharlina: 23 марта 2015 в 4:00

    Нужно не только учить ребенка играть, но и по возможности взрослым играть с детьми как можно больше. Муж совершенно не играл с малышом, ему интереснее с друзьями в компьютерные. А вот дедушка много играет с внуками, им это нравится очень.

  8. Елена Прекрасная: 24 августа 2016 в 22:52

    Обязательно нужно учить детей играть. Часто приходится слышать от мам, что их ребенок не может играть самостоятельно. Он просто не знает чем ему заняться, его нужно направить, показать что можно сделать с конкретной игрушкой, как именно собрать пирамидку. В более старшем возрасте, поиграть в магазин или дочки- матери, чтобы ребенок дальше уже развивал эту тему и фантазировал.

Самоконтроль ≠ саморегуляция

Самоконтроль — это преодоление негативных эмоций и мыслей, подавление автоматических реакций. Суть навыка заключается в том, чтобы «не действовать». Ребенок с развитым самоконтролем не заплачет и не начнет драться с малышом, который забрал лопатку.

Саморегуляция — умение управлять эмоциями, чувствами и поведением при взаимодействии с окружающими людьми. Речь о том, как «действовать» в подобных ситуациях. Ребенок из примера выше не только не расстроится, а попробует придумать игру, которая заставит малыша потерять к лопатке интерес.

Если говорить метафорично, самоконтроль помогает потушить пожар, который уже случился. Саморегуляция позволяет его не допустить, соблюдая нормы пожарной безопасности.

Самоконтроль помогает ребенку контролировать эмоции, мысли, поведение и избегать соблазнов. К примеру, малыш с хорошим самоконтролем не устроит истерику в супермаркете, если вы откажетесь купить ему игрушку.

Саморегуляция же гораздо шире самоконтроля. По мнению нейробиолога Клейбоу, она состоит из умения контролировать себя, эмпатии и креативности. На отказ купить игрушку ребенок с развитой саморегуляцией не зарыдает, а постарается понять причину. Или узнает, сможет ли он заслужить игрушку.

Еще пример. Самоконтроль поможет ребенку преодолеть злость, если другой запустит в него бумажный самолётик в садике. Ребенок с высоким уровнем саморегуляции оценит обстановку, постарается понять, почему товарищ так поступил. Возможно, он напрямую спросит об этом, чтобы решить проблему. Саморегуляция помогает проанализировать чужие эмоции и чувства, чтобы выбрать адекватную модель поведения.

Или представьте: ускакал мячик, и малыш не смог его поймать. Самоконтроль поможет сдержать слезы. Саморегуляция подскажет взять другую игрушку и продолжить игру.

Как помочь ребёнку?

Советы психолога

Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.

Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».

  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.
Как помочь ребёнку?

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.

  • Если сравнивайте ребёнка, то только с самим собой: «Вот видишь, в том году тебе было сложно запомнить таблицу умножения, а в этом году ты её как орешки щёлкаешь!»

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

  1. Чаще хвалите за успехи, даже за самые незначительные.
  2. Объясните, почему так важно учиться в школе, что это даст ребёнку в будущем.
  3. Не стоит ругать за плохие оценки, ребёнок и так расстроен этим фактом. Постарайтесь сначала выяснить причину.
  4. Не «покупайте» хорошие оценки гаджетами и модными вещами.
  5. Чаще говорите со школьником о его мечтах и планах на будущее.
  6. Важно научить ребёнка правильному распределению времени после школы, чтобы его хватало и на отдых, и на домашние задания.
  7. Позиция «важны не оценки, а знания» полезна как для родителей, так и для детей.
  8. Делайте уроки с ребёнком только в том случае, если он попросит вас о помощи.

Учимся убирать за собой

Где-то с 1 года – с 1 года 3 месяцев уже можно начинать объяснять ребенку, как надо убирать за собой на место игрушки, с которыми он только что поиграл. О том, как это делать можно подробнее почитать в статье, посвященной методике Марии Монтессори. Система Монтессори, это не только рамки-вкладыши и переливание водички, как многие привыкли думать, в ней очень много внимания уделяется именно предоставлению ребенку максимальной самостоятельности во всем, в том числе и в уборке.

Итак, самое главное при обучении малыша первым навыкам самообслуживания:

Учимся убирать за собой

1. предоставлять ребенку как можно больше свободы действий;

2. всячески подбадривать малыша, когда он делает что-то самостоятельно;

3. не настаивать на самостоятельности, если малыш против;

4. не ругать ребенка (и вообще никаким образом не показывать своего недовольства) за его неуспехи и неуклюжие действия при попытке сделать что-то самостоятельно.

Всегда помните это, и у вас все получится. Ну а напоследок хочу рассказать, о том, как мы с дочкой учились самостоятельно кушать ложкой.

В 11,5 месяцев я заметила у Таси существенный интерес к ложке, она стала смотреть на нее не как на игрушку, а именно как на орудие. Я тут же начала предлагать ей кушать самостоятельно, и она с удовольствием начала осваивать эту науку. Уже на второй день своих попыток Тая довольно достойно справлялась со своим обедом, во всяком случае, с его частью, потому что остатки, конечно, приходилось докармливать. Но стоило только мне несколько дней порадоваться, как дочь почему-то стала отвергать ложку. Стала нервничать при любом предложении помочь ей. В какой-то момент мне показалось, что лучшим решением будет сделать небольшой перерыв и не давить на ребенка. И мы вернулись к кормлению из ложечки с маминой помощью.

Чуть позже я стала прибегать к такой хитрости. Накладывала еду себе и дочке одновременно. Давала ей съесть несколько ложечек, а потом, оставив Тасину ложку в тарелке, принималась за свой обед, объясняя, что мама не успевает кушать и кормить ее одновременно. Поев немного сама, я вновь поворачивалась к дочери, чуть-чуть ее кормила и снова ела сама и т.д. Иногда Тая терпеливо ждала, иногда возмущалась, а иногда пыталась сама поковыряться ложкой в тарелке. Вскоре она, видимо, поняла, что никто ее ни к чему не принуждает, и стала даже иногда забирать у меня ложку, когда я ее кормила. В итоге в год и несколько дней дочь стала съедать сама часть еды, а в год и месяц уже съедала подчистую всю тарелку, собирая все до последней крохи. С тех пор ест сама.

Учимся убирать за собой

Ну вот и все, до встречи! Рекомендую также почитать статью:

САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА (ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ)

ИГРЫ НА  РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

О ВРЕДЕ СЛОВА «НЕЛЬЗЯ» ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПРЕЩАТЬ РЕБЕНКУ

Учимся убирать за собой

Искренне ваша, Яна Разначенко

Какие игры придумать?

  • в магазин, кафе, автомастерскую,
  • в поликлинику, аптеку, ветлечебницу,
  • с участием кукол: гости, детский сад, семья,
  • со зверюшками: зоопарк, зооферма, цирковое представление, дикие джунгли,
  • с машинками: автогонки, грузовые перевозки, строительство дома,
  • Доктор, медсестра, певец, гонщик, артист, гимнаст.
  • Превращаться в различных зверей, копируя их звуки и повадки.
  • Устраивать театрализованное представление по прочитанным сказкам и рассказам.
  • Играть в путешественника, описывая встреченные на пути достопримечательности.
  • Используя спортивные снаряды – в спартакиаду, показательные выступления.

Чем чаще вы играете с малышом, тем более увеличивается его интерес к игре, тем быстрее он начнет играть сам с удовольствием.

Научите детей четко выражать свои мысли

Дети, которые учатся говорить, должны четко выражать свои желания. Например, если они хотят пить, то самый простой способ удовлетворить эту потребность — научить их говорить слово «вода».

Точно также родителям следует помочь детям, которым нужно посетить ванну или когда они испытывают боль.

Умение малышей четко и точно выражать свои мысли, когда они чего-то хотят, помогает им развивать свои языковые навыки. Но чтобы это произошло, сначала нужно научить детей повторять. Это правильный способ просить что-то много раз.

Читайте также:  Каким должно быть правильное воспитание подростка