Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методики изучения алфавита

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Когда начинать?

Универсального ответа на вопрос не существует. Чтобы его найти, нужно отталкиваться от нескольких исходных данных. Причем как от самого ребенка, так и от родителей.

Во-первых, все дети разные. У всех разные способности, разные интересы и разные потребности. Исключая, конечно же, базовые. Один ребенок может до самой школы не интересоваться книжками как таковыми. А потом получать нагоняй от родителей и учителей за низкую успеваемость несмотря на все их старания.

А другой и безо всяких методик, обладая неуемной любознательностью и способностями, тихонько научится читать в уголке. И откроется это совершенно случайно. И неважно, три года было ребенку, или семь.

Во-вторых, родители тоже разные. Одни просто и естественно вовлекают своих чад в мир собственных интересов. Не потому что озабочены вопросами раннего развития. А потому что им кажется естественным приобщить малыша к своей жизни.

Другие руководствуются собственными соображениями. Таким родителям непременно необходимо, чтобы дети изучали по несколько языков, занимались математикой и ходили во все кружки в районе.

То есть получается, что понятия «рано» и «поздно» оказываются очень растяжимыми. Не ищите универсальной нормы, смотрите на собственного ребенка. Уж вы то точно поймете, когда вам будет рано а когда уже – пора.

То есть, даже если у кого-то ребенок может бойко читать по слогам, это не значит, что пора и вашему. И наоборот. Ребенок может быть в ваших глазах еще совсем малышом.

Но живой интерес к книжкам, перелистыванию страниц и разглядыванию картинок – это сигнал, что можно попробовать перейти к буквам. Может, у вас и не получится с первого раза, но попытаться можно.

Если вам все-таки нужен универсальный совет, то он такой: дайте малышу немного подрасти и выйти из младенческого возраста.

Пусть он научится говорить. Как только малыш научится более или менее нормальной коммуникации с вами, его можно начинать чему-то осознанно учить.

Ориентируйтесь на возраст 3-4 года, а там смотрите по обстоятельствам.

А теперь давайте перейдем к процессу.

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.
Читайте также:  10 советов от психологов для воспитания гиперактивных детей

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

Как научить ребенка алфавиту в 5-лет – простой и понятный способ

/ 4 – 6 лет / Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет – простой и понятный способ

Оптимальный возраст для изучения алфавита – 5-6 лет. К этому времени малыш уже перестанет искажать произносимые звуки, будет быстрее воспринимать информацию и запоминать ее. Познавательный интерес, направленный на изучение окружающего мира и активно проявляющийся как раз в этот период развития ребенка, будет огромным подспорьем в освоении букв.

Знакомство с алфавитом

Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом занятия не должны утомлять маленького ученика.

Перед знакомством с буквами необходимо «разбудить» у ребенка интерес к ним.

С этой целью можно не только читать книги, но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет речь в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский интерес будет побуждать к изучению алфавита и обучению чтению.

Когда ребенок будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв. Чтобы после знакомства с буквами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов.

Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.

При этом важно понимать, что звуки детям выделять в слове легче ([б] – барабан, по сравнению с «бэ» — «барабан»), да и в процессе обучения чтению им будет проще соединять 2 звука, чем 2 буквы («бэ» и «а» они будут читать «бэа» вместо «ба»).

Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно узнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не всегда их название читается так, как называемый звук.

Не нужно вываливать на ребенка всю информацию сразу. Знакомство с буквами должно происходить постепенно.

На одну букву можно потратить не один, а несколько дней, пока она не станет узнаваемой. Только потом можно переходить к следующей.

Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке алфавита. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные буквы оставляют напоследок (ь, ъ).

Как научить ребенка алфавиту в 5-лет – простой и понятный способ
  • В какое время проводить занятия?

Не стоит выделять для занятий строго определенное время: ребенку сложно заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут, а если не закреплять изученное постоянно, то все забудется очень быстро.

Читайте также:  До какого возраста ребенку нельзя в соцсети?

Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: утром с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки нашли слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.

Однозначно второе – любые наказания в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, которая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.

Чтобы мотивировать ученика, повысить уверенность в своих силах, нужно как можно чаще его хвалить за любой успех. С этой же целью не следует проводить разного рода проверки и экзамены: все дети разные, и усваивают они материал по-разному.

Методы изучения алфавита

Любое занятие должно проводиться в игровой форме с использованием разнообразных методов, которые помогут запомнить всю выдаваемую информацию (или, по крайней мере, большую ее часть).

Обучение будет легким и интересным, если использовать в процессе:

  • Занимательные задания (головоломки «Спряталась буква», «Сколько букв на строчке», раскраски, загадки, стихотворения).
  • Словесные игры («Выдели первый звук», «Какая буква спряталась в домике, если известны хозяева», «Найди как можно больше слов на нужную букву»).
  • Метод ассоциаций (взрослый называет букву, ребенок – слово, начинающееся на эту букву).
  • Практические методы (изготовление алфавита из пластилина, соленого теста, природного материала, ткани и т.п.).
  • Магнитные буквы или кубики, из которых можно будет складывать даже целые слова.
  • Развивающие мультфильмы и видео.
  • Компьютерные игры.

Быстро запоминаются буквы, изученные в нестандартной ситуации. Например, совместная выпечка печенья – букв, рисование букв на снегу или песке во время прогулки, съедобные буквы (из горошка или кукурузы на поверхности салата, из крема на верхнем корже торта).

Еще интересно и увлекательно будет находить буквы, спрятанные вокруг (облако в виде «о», стволы деревьев – «к», столбы – «л»). Если задействовать все способы запоминания, то процесс изучения алфавита будет проходить легко и быстро.

Поделитесь с друзьями:

Любой ответ на вопрос – в книге

Конечно же, сейчас есть интернет, в котором есть ответ на любой вопрос, есть ютуб, где вас научат делать что угодно и дадут мастер-класс. Однако, если вы хотите мотивировать ребенка к чтению, лучше завести правило искать ответы в книгах. Хотите завести щенка? Купите книгу о породах собак, их дрессировке. Дети идут в новую школу? Подыщите им литературу, где герой попадает в схожие условия. Постарайтесь показать детям, что чтение может помочь в любой жизненной ситуации – если ты грустишь или взволнован или просто хочет научиться чему-то новому. Подсуньте нужную книгу с записочкой, вроде “Кажется, ты скоро станешь старшей сестрой. Эта книга поможет тебе подготовиться к новой роли. С любовью, твоя Книжная Фея!”.