Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Ребенок перестал слушаться, капризничает, устраивает истерики и доводит до белого каления? Поздравляем, вы вступили в фазу возрастного кризиса. Почему вы, а не ребенок? Потому что меняться придется, прежде всего, вам. Возрастной кризис означает, что дитя уже выросло из существующей системы отношений. Ему нужны новые отношения с миром и взрослыми и новые правила. Обеспечить ему это можем только мы.

Как проявляется кризис 1,лет у ребёнка?

Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы – семьи. Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые. Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.

В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание. Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях. Он смотрит на других людей – как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.

Признаки наступления кризиса

  1. Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
  2. Ухудшается сон.
  3. Может ухудшиться аппетит.
  4. Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
  5. Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
  6. Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
  7. Хуже реагирует на привычные и любимые игры.

Причины и признаки кризиса семилетних детей

Кризис в 7 лет обусловлен глубокими физиологическими изменениями в организме и формированием основных качеств личности. Причины кризиса в 7 лет заложены в следующих процессах:

– формирование в дошкольном и начальном школьном возрасте основ самосознания;

– самоутверждение личности часто связано с протестом против указаний и рекомендаций взрослых;

– неустойчивость эмоционального состояния из-за психических перегрузок;

– поступление в школу связано с новыми обязательствами и задачами, с которыми ребенок ранее не сталкивался.

Кризис 7 лет объясняется тем, что в этом возрасте происходит переход к новым сложным обязанностям, зачастую это связывают с утратой детской безмятежности и непосредственности.

Проявление признаков кризиса 7 лет может наблюдаться в различной степени. Их интенсивность зависит от психологического климата в семье и психических особенностей малыша.

Значение самостоятельной диагностики кризиса 7 лет очень важно для родителей, так как это состояние не является патологическим, а обусловлено нормальными психическими и физиологическими процессами. Семилетний кризис обязательно нужно успешно преодолеть для дальнейшего полноценного развития личности. Внимательные родители должны обратить внимание на симптомы наступившего кризиса семи лет, чтобы помочь малышу пережить этот сложный период. Характеристикой кризиса 7 лет является:

  • – повышенная раздражительность, возбудимость и вспыльчивость ребенка (связана с нагрузкой на психику в результате обучения);
  • – грубость, настойчивость и резкость объясняется попытками самоутвердиться как личность;
  • – непослушание развивается вследствие попыток идентифицировать свою личность и отделить ее от родителей;
  • – подражание поведению взрослых может приводить к неестественности, манерности, демонстративности;
  • – непонимание со стороны окружающих нередко приводит к агрессивности.

Фобии, неуверенность в себе и застенчивость могут мешать адаптации и налаживанию контактов со сверстниками.

Этапы кризиса

Кризис у ребенка 7 лет развивается последовательно и проходит несколько основных этапов:

  1. – Происходит смещение сферы интересов – привычные игры сменяются занятиями с целью овладеть знаниями. Новые условия требуют дисциплинированности и организованности. Появляется желание стать похожим на взрослых.
  2. – Развиваются негативные симптомы – непослушание, раздражительность, вспыльчивость. Это связано с несоответствием требований и уровня развития личности.
  3. – Ребенок адаптируется к школе, стабилизируется эмоциональный фон.

К началу последнего этапа кризис разрешается, отношения в семье и в школе налаживаются.

Кризис 7 леток протекает более мягко и незаметно в том случае, если малыша отдали в школу в этом возрасте. Раннее начало учебы (с 6 лет) способствует более тяжелому течению сложного периода, так как ребенок еще не готов к новым условиям и необходимость резкого изменения жизненного уклада может нанести психологическую травму. Во всех случаях, вопрос о том, готов ли малыш к школе, должен решаться индивидуально после консультации специалистов.

Психологи о кризисе семи лет

Мнение большинства психологов сводится к тому, что кризис 6-7 лет это необходимый элемент развития личности, связанный с взрослением. Большинство специалистов считают, что кризис взросления в 6-7 лет способствует осознанию новых обязанностей и является неизбежным явлением.

По Выготскому в психике малыша происходят бурные изменения и этим обусловлено появление первых признаков кризиса 7 летнего возраста. Циклическое течение стабильных и критических периодов дает надежду на благоприятный прогноз для такого этапа. Возрастная психология отмечает, что кризисы являются неотъемлемой частью жизни и развития и не должны восприниматься как патологическое состояние.

Некоторые детские психологи считают, что кризис у ребенка в возрасте семь лет проявляется наиболее остро, если родители допускают ошибки в воспитательном процессе. В неблагоприятном варианте создавшейся ситуации негативные реакции могут закрепиться и трансформироваться в черты характера.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:
Возраст Предмет конфликта Близкое окружение Исход кризиса
0—1 год Стоит ли доверять этому миру? +Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение +Доверие к людям, позитивное отношение к себе
Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» Недоверие к людям, недоверие к себе
2—3 года Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) +Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях +Автономия, стремление управлять собой
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность
4—5 лет Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? +Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание +Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола
Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу
6—11 лет Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? +Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания +Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей
Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями
12—18 лет Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? +Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир +Идентичность, внутренняя целостность
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Запрещать и разъяснять

Родители любят запрещать деткам, стремясь к беспрекословному подчинению. Но вспомните себя в осознанном возрасте (с 8-10 лет) — как вы относились к запретам? Нельзя просто сказать «нет», не объясняя, почему что-то запрещено делать. Даже если у вас нет времени на долгие разговоры, скажите ребенку, что расскажете о причинах запрета чуть попозже, но только не отталкивайте его от себя. Детки на удивление имеют хорошую память. Желание узнать причины отказа естественно: оно говорит о том, что маленький человек развивается в правильном направлении и не хочет подчиняться просто так, не убедившись в серьезности родительских опасений.

Воспитание ребенка включает в себя много важных аспектов. Не стоит слепо следовать инструкциям психологов или знакомых с богатым родительским опытом. Не существует универсального подхода к воспитанию, потому что каждый ребенок уникален и требует индивидуальных решений возникающих проблем. В вопросах воспитания детей ориентируйтесь в первую очередь на собственные ощущения и детское поведение. Когда есть любовь и нет места эгоизму, решения спорных ситуаций приходит сами собой. А во всех сложных конфликтах стоит прибегать к помощи грамотного детского психолога.

Видео: 7 фраз, которые нельзя говорить детям

Читайте далее:

Почему нельзя кричать на ребенка: страшные последствия

Нормы сна 4 месячного ребёнка: сколько должен спать и как изменить режим

Сколько должен спать ребенок в 3 недели: норма сна для трёхнедельного малыша

Кризис трех лет – «раннего детства»

Начинает выстраиваться контакт с другими детьми, малыш отдаляется от взрослых, но все еще нуждается в их поддержке и участии. Происходит становление собственного «Я». Этот период развития приходится на возраст с 2,5 до 3,5 лет.

Проявления кризиса 3 лет:

  • Реакция отрицания, стремление сделать все наоборот, негативизм по отношению к родителям.
  • Стремление добиться своего, упрямство – не потому, что очень хочется, а ради того, чтобы с ним считались.
  • Общее недовольство, протест, отказ от привычного уклада жизни, недовольство всем, что предлагают взрослые и полное согласие в общении с детьми.
  • Протест, бунт, своеволие, обесценивание материальных благ – ребенок легко сломает даже самую любимую игрушку.

Как могут помочь родители?

В этот период важно общаться с ребенком как со взрослым. Формулировать свои просьбы не в качестве утверждения, а в качестве вопроса. Чтобы ребенок самостоятельно мог сделать выбор. Например, мы сейчас пойдем гулять или чуть позже? Старайтесь следовать от обратного, проявляйте последовательность, категоричность и терпение.

Как бороться?

  • Главное ― осознать важность кризиса: это не болезнь, а момент формирования своей воли, своей точки зрения, своего характера. Как важно в этот момент не упустить ситуацию, не стать «врагом», который наказывает, не подавить личность, которая вырисовывается у вас на глазах.
  • Негативизм не так страшен, как кажется: чтобы личность обрела свои черты, ей нужно отказаться от всего чужого, навязанного. Поэтому ребенок временно отказывается от родительский установок, просьб, убеждений.
  • Упрямство малыша рассматривайте как становление его характера и попытку иметь свое мнение. Сказал «не хочу есть» и не ем. Молодец, держишь слово! Поешь позже, но тогда не обижайся, если я не дам тебе перекус. Следующий прием пищи только на ужин. Не унижайте его фразами типа «а я говорила, что будешь потом плакать и просить». Будьте мудрее, когда это возможно.
  • Строптивый малыш, вечно недовольный мамой, отказывается играть, бросает игрушки, истерит? Успокойтесь и дайте ему делать то, что он хочет. Пусть погрызет карандаш, а вы в это время выйдите из комнаты. Очень быстро ему наскучит стоять на своем, и он придет за вами, согласившись на предложенные правила игры. Не укоряйте малыша и спокойно займитесь с ним тем, чем планировали. Поменьше реакции и побольше спокойствия и уверенности в себе.
  • Своевольничать малыш может только в рамках разумного: неограниченная свобода действий для малыша может быть только во вред. Здесь действует правило «делай все, что хочешь, но в дозволенных мною рамках». Давайте ему самому делать то, что он может и хочет. С чем-то ненавязчиво помогайте, постепенно расширяя круг его самостоятельных дел. Это дает уверенность в себе, укрепляет его личность.
  • А как же вести себя, если ребенок выражает агрессию: бьет маму, кусает папу, обзывается. Надо дать ему понять, что вы сердитесь, что вы ― недовольны. Но не превращается в ребенка и не начинайте ругаться с ним его методами. Донесите мимикой, жестами, словами, что вы обижены, что вам неприятно и грустно от его поведения.
  • Не становитесь страусом, который прячет голову в песок: дам все, что требует, лишь бы отстал и не позорил. Подчинившись ребенку несколько раз, вы рискуете сделать его деспотом, который добровольно не откажется от своей власти над взрослым. Важно отличать, где настоящая просьба, а где ― проявление деспотизма. И объяснять малышу, что его желание, к примеру, кататься целый день у мамы на шее не может быть реализовано. Потому что больно, некогда, нецелесообразно. А значит никакой вины мамы нет в том, что она отказывает в этом ребенку. А вот просьба взять с собой на улицу ту или иную игрушку может быть и удовлетворена. Уступить в мелочах проще, чем во все отказывать ребенку «на всякий случай», чтобы не вырос слишком требовательным.

Отличительные признаки

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом — он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека — малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.
Читайте также:  Как научить ребенка цифрам в раннем возрасте

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Советы родителям: кризис года у ребенка

Кризисный период, возникающий у ребенка в возрасте около года, проходят практически все дети. Большинство малышей к этому времени уже могут ходить, начинают говорить, делают попытки самостоятельно есть и одеваться.

Зачастую, малыши капризничают в ответ на чрезмерную опеку родителей. Новые возможности позволяют ребенку впервые ощутить себя самостоятельным, но, оторвавшись от матери, он начинает бояться потерять ее, и старается не отходить от нее далеко.

Как правило, девочки переживают этот кризис к полутора годам, мальчики — к двум.

Как вести себя родителям?

С началом этого кризиса не только ребенок, но и его родители оказываются в непростой ситуации: все привычные методы воспитания, прекрасно действовавшие до сих пор, вдруг оказываются бесполезными и даже вредными.

Однако, если отказаться от бесконечных запретов и потратить время на то, чтобы помочь ребенку овладеть новыми навыками, можно сохранить спокойствие и собственный авторитет в его глазах.

Вместо того, чтобы останавливать носящегося по комнате ребенка, испытывающего восторг от того, что теперь он может бегать, стоит поиграть вместе с ним в подвижную игру, переведя эту активность подальше от стен и острых углов.

Если же необходимость запрета все-таки возникает, то следует переключить любопытство ребенка на разрешенный способ взаимодействия с интересующим его предметом. Несложно научить малыша не рвать книжку, а перелистывать странички, не хватать, а только гладить котенка.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Советы родителям – как успокоить плачущего ребенка

Советы родителям: кризис года у ребенка

Что делать, если ребенок отказывается отходить от мамы?

В кризисный период у годовалого ребенка особенно обостряется привязанность к маме. Он хочет повсюду следовать за ней, не оставляет ее ни на секунду одну. Если же мама уходит, он сильно скучает, и после ее возвращения не отпускает от себя ни на шаг.

Совет

Для того чтобы мама могла выкроить хоть несколько минут для себя или для домашних дел, ей лучше сначала выделить некоторое время для полноценной игры с ребенком. Очень скоро малыш удовлетворится присутствием мамы и сам потребует свободы.

Тогда можно будет увлечь его какой-нибудь игрушкой и на некоторое время заняться своими делами. Если же ребенок не дает маме даже зайти в ванную и подолгу плачет под дверью, то эту неприятную ситуацию легче всего перевести в игру.

Можно просовывать в щель под дверью цветные листы бумаги или фантики от конфет. Ребенок моментально вступит в игру, и досадное исчезновение мамы за дверью превратится в увлекательное занятие.

Как справиться с упрямством во время кризиса?

Годовалый ребенок проявляет упрямство (отказывается одеваться, гулять, есть) из-за того, что лишь таким образом он может проявить свою самостоятельность. Помощником родителей может стать любая игрушка: кукла покажет, как нужно одеваться, плюшевый мишка — как укладываться спать , есть за столом.

В результате каждого кризиса ребенок получает новые знания о себе и своих способностях, проявляет новые черты характера. И если кризис пройдет неудачно, то правильность развития нарушается.

Причины

В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.