Логопедический массаж для развития речи ребенка

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития. Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса. Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Логопедический массаж – что это?

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Логопедический массаж – что это?
Логопедический массаж – что это?

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Логопедический массаж – что это?
Логопедический массаж – что это?

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

Логопедический массаж – что это?
Логопедический массаж – что это?
  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.
Логопедический массаж – что это?
Логопедический массаж – что это?

Приспособления для массажа языка

Логопедический массаж – что это?
Логопедический массаж – что это?

У логомассажа есть противопоказания:

— Воспалительные, грибковые и любые другие заболевания полости рта. И даже кариес!

— Острая боль.

— Общая вирусная или бактериальная инфекция (ОРВИ, грипп, ангина и ряд других заболеваний).

— Высокая судорожная готовность головного мозга, диагностированная эпилепсия.

— Эндокринологические проблемы с выраженным тиреотоксикозом.

— Нарушения сосудистого тонуса (вазомоторные расстройства).

— Склонность к тромбообразованию.

— Неврозы и другие нервно-психические заболевания.

— Психическое или физическое переутомление.

— Иные противопоказания на усмотрение лечащего врача.

Если вашему ребенку все же показан логомассаж, ищите квалифицированного специалиста. Это крайне ответственная процедура, требующая глубоких знаний детской анатомии, физиологии и психологии, а также понимания причин и течения ряда неврологических заболеваний. Неверные действия могут ухудшить состояние ребенка.

Как же распознать профессионала и уберечь ребенка от некомпетентного вмешательства?

— Важным моментом является наличие медицинского и/или логопедического образования, сертификатов о прохождении курсов логопедического массажа.

— Опытный специалист никогда не будет рекомендовать массаж заочно, не осмотрев ребенка и не изучив его анамнез.

— Понимание законов детского развития не позволит логопеду предлагать массаж для запуска речи детям младенческого возраста (с рождения до года). В норме в этом возрасте артикуляционная моторика физиологически незрелая и форсировать ее развитие нет необходимости.

Также родителям следует тщательно соизмерять пользу от логопедического массажа и цену, которую приходится платить за ожидаемый эффект. Если ребенок находится в паническом страхе, активно сопротивляется, кричит, плачет до или во время массажа — пользы от таких процедур будет мало, так как все тело напрягается и добиться желаемого результата практически невозможно.

Быстрая связь с редакцией [email protected] Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться
Читайте также:  Может ли маленький ребенок в действительности манипулировать взрослым?

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Упражнения на постановку звука «Р»

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук «Р». Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым примером — и он обязательно освоит правильно произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука «Р» может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук «Р» в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука «Р» и гласных (чтобы сам звук «Р» стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук «Р» должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Читайте также:  Почему ребенок не хочет учиться: причины и советы

Чтобы проверять и закреплять прогресс, не забывайте время от времени показываться своему логопеду. Любая самостоятельная работа увенчается еще большим успехом, если время от времени она будет оценена профессиональным взглядом опытного специалиста.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна — воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача — расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Какие проблемы исправляет массаж?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
  • снижают проявление .

Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.

Читайте также:  Можно ли есть яблочное варенье при грудном вскармливании?

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • ОРЗ;
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Массирование ложками

К разновидности логопедического массажа лица ребенку относится процедура, в которой используются ложки. Такая методика дает хорошие результаты для формирования правильной речи малыша. К плюсам такой разновидности речевого массажа относится заинтересованность малыша в происходящем.

Для проведения сеанса применяют следующие движения:

  1. разминающие манипуляции для губок выполняются ложками. Массируется верхняя и нижняя губка;
  2. обратной стороной ложки проводят по кругу по всей поверхности губ;
  3. кончиком ложечки аккуратно надавливают на область носогубной складочки малыша;
  4. губки осторожно обрабатываются кончиком ложки, имитируя скребущие действия;
  5. со стороны кончика ложки нужно немного нажать на губки.

Логопедический вариант массажа при помощи ложек завершается движениями по кругу в области подбородка и лицевых жевательных мышц.

Массирование ложками

По окончании любого вида массажа, необходимо обязательно похвалить малыша за то, что терпеливо выполнял нужные действия и слушал родителей. Важно постоянно разговаривать с малышом, объясняя важность проведения массажа. При правильном выполнении процедуры, малыш после нескольких сеансов начнет сам подставлять язычок для упражнений.

Массаж при помощи ложек обладает следующими плюсами:

  • движения не пугают и не удивляют малыша, воспринимаются в виде игры;
  • разновидность массажа ложками исключает отрицательную реакцию ребенка на руки родителей;
  • во время сеанса малыш запоминает не только нужные манипуляции, но и правильные названия частей лица, открывает для себя много новых слов и понятий;
  • ложками можно выполнить манипуляции, которые невозможно сделать руками;
  • можно научить малыша самостоятельным движениям, конечно, под контролем взрослых;
  • можно использовать при массаже как холодные, так и слегка нагретые ложки. В результате можно добиться расслабляющего или стимулирующего эффекта от массажных движений;
  • при использовании ложки любого размера можно захватить большую площадь лица, в отличие от массажа пальцами.

Изучить необходимые движения для речевого массажа при помощи ложек смогут все родители. Логопедический массаж, выполняемый в домашних условиях, принесет ожидаемую пользу и результат, если грамотно выполнять процедуру.

Приемы активного воздействия

Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

Подойдут такие упражнения:

Приемы активного воздействия
  1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
  2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек. Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
  3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
  4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
  5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения. В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие. Крохе это обязательно понравится. Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.