Поднять самооценку подростку — рекомендации для родителей

Снижение самооценки — неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

Какие факторы способствуют снижению самооценки у подростков?

Самооценка является одной из составляющей самосознания. Но оценивать себя подросток начинает не сразу, а постепенно — в виду того, что не обладает достаточными знаниями о себе и окружающем мире. Так, только к двум годам ребенок начинает понимать, что он личность, затем происходит определение его вкусов, некоторых черт характера. В последующем начинают формироваться межличностные связи с социумом, сначала в детском саду, а потом в младшей школе.

Постепенно начинают оформляться базовые стандарты и стереотипы, исходя из тех же правил общения в образовательном учреждении и отношений в семье. К 12 годам ребенок уже обладает достаточным жизненным опытом для вынесения суждений в некоторых аспектах внешней жизни. И наконец, наступает период, когда уже подросток, стремиться познать не только внешний мир, сколько самого себя, а также определить свое место во Вселенной.

Процесс формирования самосознания оканчивается, все базовые знания получены, и юный гражданин пытается путем самооценки определить свои способности к дальнейшему существованию. Но, несмотря на определенный багаж знаний, адекватно оценить свои достоинства подросток не может, мешает ряд факторов, которые окрашивают его ожидания в темные тона.

Так, низкая самооценка у подростков может быть вызвана следующими причинами:

  • Внешность. К 14 годам мало кто из подростков соответствует эталону красоты. Худощавое тело, проблемная кожа либо же отсутствие груди и скобки для исправления прикуса зубов явно не красят. Именно так формируется комплекс неполноценности.
  • Темперамент. Быть активными могут не все, кто-то, обладая меланхоличным психотипом, предпочитает наблюдать со стороны и считает себя ущербным, потому что не умеет при общении вовремя вставить удачную шутку.
  • Интеллект. Пребывая в подростковом возрасте, дети могут себя по большей части проявить только в учебе. Поэтому, если ребенок банально не успевает по всем предметам, он чувствует себя глупым, а значит неполноценным.
  • Материальный достаток. Дети еще не зарабатывают денег, но уже способны оценить преимущества обеспеченных родителей. Для некоторых подростков невозможность похвастаться последней моделью телефона, на фоне более удачливых одноклассников может выступить основанием для понижения самооценки.
  • Коллективизм. Дети в подростковом возрасте только ищут свое место, поэтому наиболее комфортно они себя чувствуют именно в кругу своих сверстников, а не в одиночестве. Если по какой-либо причине, одноклассники их не воспринимают, более того травят, самооценка падает очень низко.
  • Взаимоотношения с родителями. Отсутствие похвалы, постоянная критика и пренебрежение интересами ведут подростка к выводу, что его не любят, а значит он ущербный.
  • Завышенные стандарты. У многих подростков есть их личный эталон. Но равняются они, как правило, на известных личностей, о характере которых ничего не известно, зато о достоинствах, весьма приукрашенных, говорят все. Естественно дети не могут соперничать с медийной личностью, поэтому чувствуют себя слабыми, глупыми, некрасивыми и неполноценными.
Читайте также:  На что обратить внимание родителям при подготовке ребенка к школе

Важно: Низкая самооценка не всегда формируется в связи с вышеперечисленными причинами. Зачастую подросток чувствует себя ущербным потому, что не способен адекватно оценивать способности и видеть свою личность в перспективе.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Что делать родителям?

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Читайте также:  26 поступков родителей, раздражающие подростков

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова — просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Хвалите

Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы — стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

За что хвалить? Например, когда ребенок:

  • сделал что-то, требующее усилий;
  • выполнил какую-то работу;
  • проявил качество, которое мы ценим;
  • сделал то, о чем мы просили;
  • справился с чем-то;
  • был приветлив и отзывчив;
  • проявил мужество.

Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны — и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». — «Как на это реагировали ваши родители?» — спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», — сказал отец дрожащим голосом.

Читайте также:  Почему ребенок не хочет учиться: причины и советы

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Виды самооценки у ребенка

Как повысить самооценку и уверенность в себе женщине — психология

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

Виды самооценки у ребенка
  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Воспитывайте медиаграмотность

Объясните, что средства массовой информации о красоте и моде, рекламные плакаты не показывают людей такими, какие они есть. Идеальные образы в глянцевых журналах и популярных соцсетях призваны привлекать внимание, вызывать желание что-то купить. Наглядно продемонстрируйте, как можно с помощью современных программ изменить изображение до неузнаваемости.

Расскажите, что глянцевые журналы и социальные сети не показывают людей такими, какие они есть

Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.